14 мар. 2017 г.

Записки декоратора. Вариации с камнем в ландшафтном дизайне

Композиция с "психологическим"
барьером из колотого белого известняка.
   Даже если у нас совсем небольшой земельный участок, очень хочется оформить его так, чтобы получить и грядки, и зеленый уголок для отдыха (с ма-а-аленьким прудиком). Весьма непростая задача. В этой статье делятся опытом озеленители города-курорта Сочи (в журнале "Цветоводство" 3/88). Разумеется, задачи ландшафтного дизайна города и крошечного садового участка категорически не сопоставимы, но некоторые приемы вполне могут быть использованы и при оформлении садового участка.

   "С приходом Венчагова в Сочи наступил каменный век" - таким было мнение некоторых сторонников традиционного озеленения, ярых противников затеянных нами реконструкции насаждений. Неужели они были правы и наша группа декоративного оформления задумала ненужное, вредное дело? Но разве не известен многовековой опыт работы с камнем китайских и японских мастеров, создавших удивительные творения и написавших немало  теоретических трактатов, практических руководств на эту тему (кстати, японская классификация включала 138 видов камней для садов и парков.


Вдоль лесенки высажены  гельксина,
сансевьера, плющи, темно-красный ахирантес.
Есть и современные примеры, достойные подражания: знаменитый сад камней в литовском селе Моседис, красочные рокарии  Латвии и Эстонии или уже совсем близкие для Черноморского побережья композиции заслуженного деятеля искусств Грузии М. А. Мамулашвили, виртуозно сочетавшего камень с декоративными растениями. Так почему бы и в Сочи не применять его как один из основных элементов ландшафтного дизайна? Ведь здесь это столь же естественно, как окружающие Кавказские горы.

   Теперь наша правота доказана почти 20-летним опытом. Именно камень в самых различных вариациях придал своеобразие озеленению города-курорта.
   Устройство рокариев, альпийских горок достаточно широко освещено в специальной литературе... Но этим отнюдь не исчерпываются возможности использования камня.
   Взять хотя бы такой прием, как установка отдельного крупного валуна, глыбы в качестве природной скульптуры. Во многих случаях это - лучшая замена пресловутым бетонным фигурам...

   Конечно, сначала надо найти интересный  экземпляр камня - необычной формы, фактуры, цвета. Размещают его в тщательно продуманной точке. Как это сделать практически? Можно, например, заранее сфотографировать предполагаемые места установки, затем прорисовать "солитер"  на снимках в разных вариантах и выбрать самый удачный.
    Иногда вместо одного камня ставят несколько, подобрав их по объему, высоте, цвету.

*Среди валунов - спирея японская.
*Живописная композиция из камней эффектно отражается в зеркальной глади водоема.
   Очень важно внимательно отнестись к растениям, которые включаются в композицию. Главное условие: они должны максимально подчеркивать красоту, выразительность камня, а не "забивать" его. Лучше всего, пожалуй, простой фон из воды, газона или почвопокровных. Если же планируется посадка крупных растений, то колонновидные формы размещают сзади "скульптуры", а распластанные (типа можжевельника казацкого) или подушковидные, стелющиеся - сбоку. Конечно, эти рекомендации весьма условны, многое зависит от места, имеющегося ассортимента и просто от вкуса, опыта автора.

  
Вкрапления из плит и агав нарушают
монотонность длинной рабатки.
Другой прием использования камня - создание горизонтального фона для декоративных культур. В его основе лежит принцип контраста нежного, хрупкого живого растения с мертвым, инертным материалом. Ведь недаром так трогает людей весной обыкновенная травинка, пробившаяся сквозь толщу асфальта.

   Нами проверены на практике в качестве фона самые различные плитняки (сланец, песчаник, известняк) и сыпучие материалы (каменная крошка, гравий, песок, колотый уголь, морская галька и т.д.). При выборе их учитываются и фактура, и цвет. Например, на черном сланце или каменном угле хорошо прорисовываются желтопестрые растения - агавы, лен новозеландский, сансевьера, плющи. Серая морская галька - прекрасный фон для голубоватых и сизых агав, эхеверий,  агератума, ахименеса. А на белой каменной крошке отлично выглядят  любые цветы (кроме белых). Во всех случаях растения не должны занимать больше 1/4 площади фона.

   Плиты шириной 20-50 см кладут так, чтобы между ними остались зазоры, в которые высаживают седум,  гельксину и т.п. Там, где сходятся углы нескольких плит, неплохо разместить растения с вертикальным силуэтом - сансевьеру, цереус,  лен новозеландский.

   Как работать с сыпучими материалами?

   Участок, отведенный под покрытие, тщательно выравнивают, утрамбовывают и застилают 1-2 слоями полиэтиленовой пленки, толя и т.п. Это избавит вас от трудоемкой борьбы с прорастающими сорняками. Почву в посадочных местах готовят как обычно.

   Если надо разместить поврозь несколько горшечных растений, под них можно просто прорезать в пленке соответствующие отверстия и выбрать землю. Осенью эти экземпляры, окрепшие, разросшиеся за лето, убирают до будущего года в оранжерею или другое помещение. Подобное применение комнатных намного обогащает стандартный ассортимент городских цветников. Например, в наших композициях благодаря этому появились алоэ, цереусы, опунции,  санхеции, акалифы, бромелиевые и многие другие экзоты. В более северных районах такой прием, вероятно, будет оправдан на особо ответственных местах или при необходимости срочного оформления объекта. Но растения обязательно должны пройти предварительную закалку в тени.

   Работа озеленителя всегда связана со спецификой объектов. Нам, например, пришлось "заставить" камень играть еще и сдерживающую роль. Как известно, в Сочи ежегодно бывает свыше 4 млн. отдыхающих. И раньше летом в центре города ничто не могло спасти цветники от вытаптывания. Особенно страдали края и углы, пока мы не додумались ставить здесь  крупные камни. Тем же методом пришлось бороться и с наездом на зелень автотранспорта. Кстати, такие камни под названием "болларды" применяются и за рубежом. Для прочности их основания бетонируют или вкапывают в землю. Конечно они должны не только не портить  общего вида, но и вписываться в декоративную композицию.

   В некоторых чрезмерно оживленных местах перед цветниками мы устраиваем  барьер в виде полосы или участков различной конфигурации из колотых остроконечных камней (лучше белых - они более заметны). Вкапываем их так, чтобы образовалась сплошная "щетина" высотой 15-20 см. Между камнями оставляем небольшие промежутки, которые заполняем  почвопокровными (чаще это седум лидиум).  Подобные "заграждения" носят, конечно, скорее психологический характер, но они весьма эффективны и вполне декоративны.

   Так, в частности, в свое время был спасен от полного вытаптывания примыкающий к морю  участок перед концертным залом. Композицию мы назвали "Пластинка". Она состояла из концентрических окружностей, образованных вкопанными острыми белыми камнями. В полосах земли между ними чередовались зеленый и голубоватый седумы. Расстояние между кругами из камней приняли около 1 м. На такой "Пластинке" никому уже не приходило в голову улечься загорать, а ведь раньше не помогали ни запретительные надписи, ни штрафы. Подобный опыт мог бы пригодиться и в других многолюдных городах.

С. И. Венчагов
("Цветоводство" 3/88)   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...