Страницы

1 янв. 2016 г.

Душевный свет - источник светлого творчества

Великая княгиня очень любила цветы и чаще всего рисовала их.
«В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы - голубые анемоны. Какое это было счастье - ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома... У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов…»
Великая Княгиня Ольга Александровна Романова.
Ист. http://cliparti.jimdo.com/

    Великая княгиня Ольга Александровна Романова, младшая дочь императора Александра III, родная сестра последнего царя Николая II, родилась в Петергофе 1 (14) июня 1882 г. Художественные способности начали проявляться у Великой княжны в возрасте 4-5 лет. Увлечение царских детей искусством приветствовалось и поддерживалось отцом. Император приглашал к детям преподавателей живописи: одним из первых ее учителей был художник-передвижник Карл Лемох, затем она училась у таких прекрасных мастеров, как В. Е.
Автопортрет
Маковский, К. Я. Крыжицкий,   С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский. Ольга Александровна оказалась одаренным художником, она много работала как живописец, акварелист. Еще в 1900-е годы Великая княгиня устраивала в Гатчинском дворце вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Деньги, вырученные от продажи полотен, шли на благотворительность. В 1912 г. основала Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого. 
    После революции, в 1920 г., Ольга Александровна с семьей уехала в Данию. Здесь августейшая художница продолжала писать и часто устраивала выставки в Копенгагене, Париже, Лондоне, Берлине.
   Ее любимой техникой стала акварель. Водяные краски было удобно брать в дорогу, а ведь Великой княгине часто приходилось переезжать из одной страны в другую. После революции она жила в Дании. Но в 1948 г. вынуждена была уехать в Канаду, так как советское правительство предъявило Дании ноту из-за того, что Ольга Александровна много помогала русским изгнанникам.

Цветы на окне.

Композиция из цветов.


Композиция из цветов


Полевые цветы, 1930-е гг. бумага, акварель.


Композиция из цветов, 1940 г.



Дети во дворце Амалиенборга. Тихон и Гурий, 1921 г.

    Первое время после эмиграции семья Ольги Александровны располагалась в датском дворце Амалиенборг, где в это время проживала ее мать Вдовствующая Императрица Мария Федоровна. Здесь были написаны акварели красивых интерьеров дворца с играющими в них детьми Тихоном и Гурием.  

Цветы на окне, 1930-е гг.

Березы зимой, 1923 г.
    В 1930г. Ольга приобрела небольшую усадьбу в городке Баллеруп (Дания). Работы 1930 – 1940-х гг. отображают сцены умиротворенной и благополучной сельской жизни. Не смотря на частые удары судьбы, художница не утратила жизнерадостности. Она, как и раньше, находила красоту в обыденных вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – под ее кистью все это превращалось в произведение искусства.
   В 1936г. картины великой княгини экспонировались в Лондоне в галерее Агнью на благотворительной выставке в пользу русских беженцев, проживающих в Англии. Все ее работы были раскуплены в течение двух дней, их владельцами стали королевские семьи Великобритании и Норвегии, барон Ротшильд, В. Черчилль и другие. 

Автопортрет. 1920 г., Дания.  
Портрет Тихона, сына Вел. кн. Ольги Александровны. 1940 г.

    Девятого апреля 1940 года Дания была захвачена Германией. Cыновья Ольги Александровны Тихон и Гурий в то время были офицерами Датской Армии. Оккупанты, боясь национального восстания, заключили Королевскую Армию в специальные лагеря, режим в которых был, конечно, не такой строгий и жестокий, как в концентрационных узилищах, но это была очевидная несвобода и постоянная опасность ужесточения содержания. Переживания о сыновьях болью отзывались в сердце матери". 
 
Зима.
 
   Несмотря на удары судьбы, августейшая художница не утратила жизнерадостности. Она по-прежнему находила красоту в прозаических вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – все становилось в ее руках предметом искусства. Здесь она продолжала много рисовать и успешно продавала свои картины, что служило источником существования семьи. Из Канады она отсылала работы для выставок в Данию, где ее не забывали и откуда постоянно приходили письма с новыми заказами. 
 


   Множество акварелей Ольги Александровны посвящены цветам, которые она очень любила, с ее живописных работ дышат ароматной свежестью ирисы, незабудки, розы, анютины глазки, сирень… Биограф Великой княгини Йен Воррес так описывает первую встречу с Ольгой Александровной: «Пол уставлен горшками с цветами и растениями, кипами бумаги для рисования, усеян кистями и тюбиками краски. Вскоре я узнал, что живопись и садоводство - главные занятия Великой княгини…»


Домик в саду, II четверть ХХ в.


   Канадская природа напоминала Ольге Александровне любимую Россию. В письме к подруге она сообщала: «В окрестностях я обнаружила свои любимые весенние цветы - голубые анемоны. Какое это было счастье - ведь я обожаю их и думала, что никогда больше не увижу эти цветы. Я с такой радостью жду, когда они зацветут, тогда я в еще большей степени почувствую, что в Канаде я, словно у себя дома... У меня на родине леса весной были покрыты ковром таких же голубых цветов…»

Комната в Куксвиле, 1940-50-е гг.


   Еще один фрагмент: «Был чудный вечер, все благоухало - в лесах пахло, как в России, - березой и цветущими деревьями всякими… И мы, проезжая мимо дома и сада одних друзей, увидали их - и вышли. Такой чудный сад! Ландыши, сирень и все пахло, и обошли мы дом…» 
     Помимо живописи и акварели, как глубоко верующий православный человек, Великая княгиня увлекалась иконописью. Образами своего письма она благословляла своих близких, приюты и воинские части, больницы и школы. 

Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой, 1917 г.

   Ольга Александровна с ранних лет лично покровительствовала и шефствовала над множеством Богоугодных учреждений и организаций. В основном она благодетельствовала детским домам, больницам, богадельням, женским курсам. Большую помощь оказывала неимущим талантливым художникам. Многие русские люди, оказавшись в бедственном положении, обращались к ней лично. Она старалась помочь каждому нуждающемуся, насколько хватало её личных сил и средств. 

Церковь в снегу.

   В годы Первой Мировой войны на свои личные средства оборудовала госпиталь, где служила простой сестрой милосердия. 

Сестра милосердия на прогулке. 1916 г.





Кровать и гостиная в больнице Красного Креста. 1916 г.


Вел. кн. Ольга Александровна в госпитале.
      Во время Первой мировой войны Ольга Александровна работала простой сестрой милосердия в госпиталях Киева, Проскурова и Львова. За личное мужество, проявленное на фронте, была награждена Георгиевской медалью. 

Осенний пейзаж, 1916 г.


Лес ранней весной. Подснежники, анемоны и фиалки, 1940 г.


       В течение пяти лет оккупации Ольга Александровна продолжала помогать русским, попавшим в беду в зарубежном изгнании. Многие семьи, оказавшиеся на чужбине без дома и денег, выжили только благодаря поддержке Великой княгини. Из-за этого 1948 году произошло вынужденное переселение за океан. Советский Союз предъявил Дании ноту протеста. Ольга Александровна, всегда помогавшая русским изгнанникам на чужбине, обвинялась в том, что помогала "врагам народа". Семья переезжает в Канаду, где приобретает небольшую ферму, затем дом вблизи Торонто. 

Ай-Тодор. Уютное кресло у окна, 1917 г.

Троице-Сергиева Лавра.


На веранде.
    

Сельская церковь.
     

Сельский храм зимой, 1950 г.


Цветут рододендроны, 1950-е гг.


Императрица Мария Федоровна, 1923 г., Дания.










Рождество Христово у Великой Княгини, 1950 г.

    "Вместе цветами мы видим небольшой Рождественский вертеп на столике. За красиво наряженной елью, с портрета на стене прямым взглядом на зрителей смотрит отец Великой Княгини Государь Император Александр III. Впервые Великая Княгиня Ольга Александровна помещает портрет отца на своей картине. Пусть в Рождество будет все, как в детстве, как в любимой сердцу Гатчине, на время пребывания в которой приходились большие праздники: Рождество, Вербное воскресенье и Пасха". 


Пасхальный натюрморт, 1930-е гг. бумага, акварель.


Пасхальный стол.

Пасхальный натюрморт 1930 г.

Осенний пейзаж с православной церковью, 1940-е гг.



   Великая Княгиня скончалась 24 ноября 1960 года и была похоронена на кладбище Норт Йорк г. Торонто в Канаде рядом со своим горячо любимым мужем Николаем Александровичем Куликовским, умершим всего на два года раньше нее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...